Горячая линия для читателей
Издатель:

ООО «Издательский дом «Звездный бульвар» (117246, Москва, проезд Научный, дом 19, эт. 2, ком. 6Д, оф. 76)
Главный редактор издательского дома: Сорокин Ю.А.
Генеральный директор: Латышев А.И.
Первый заместитель главного редактора: Ильина Е.Ю.
Заместители главного редактора: Мироненко Ю.А., Невский Ю.И., Харо Е.Ю.


Телефон редакции: +7 (495) 681-00-86
Электронная почта:
pochta@szaopressa.ru
Главный редактор:

Королькова Юлия Викторовна


24 Окт 2022 в 11:52
Районная газета «Строгинские вести» СЗАО Москвы

В 1812-м в Троице-Лыкове партизанил капитан Фигнер

Хорунжий Попов из фильма «Эскадрон гусар летучих»

Усадьба Троице-Лыково и село Хорошёво связаны со знаковым событием. Отечественной войны 1812 года — апофеозом партизанского движения, ставшего важной частью победы России в войне с Наполеоном.

Переправу у Хорошёва обороняли до последнего

Осенью 1812 года под натиском французов русские войска трагически отступали.

«Я получил из главной квартиры приказание продолжить движение по дороге из Звенигорода в Москву и оборонять переправу через Москву-реку у Хорошёва до последней крайности», — так описывал граф Александр Бенкендорф в своих мемуарах эти тяжёлые дни.

После ожесточённого боя у стен Саввино-Сторожевского монастыря его отряд отступил к Москве. А переправа в Хорошёве была стратегически важна для передвижения главных частей русской армии.

Был отчаянно смел

Как только французы заняли Москву, в ней начал действовать партизанский отряд капитана Александра Фигнера.

Он «с разрешения Кутузова взял с собой семь казаков и пробрался в занятый неприятелем город», — писал историк Сергей Князьков.

Отряд действовал на территории от Можайской до Петербургской дороги (сейчас это Ленинградское шоссе), захватывая в том числе Троице-Лыково, Серебряный Бор, Хорошёво, Тушино.

По воспоминаниям современников, Фигнер отличался отчаянной смелостью, граничащей с авантюризмом. «Став у какогонибудь моста или плотины, там, где пролегал путь следования неприятеля, переодетый крестьянином или нищим, Фигнер низко кланялся каждому офицеру, угощал солдат табаком и меж тем считал и запоминал количество прошедших батальонов, эскадронов и орудий», — писал Князьков.

Потрясло осквернение храмов

Уже в первых донесениях в ставку Кутузова Фигнер сообщал об уничтожении продовольственных складов, артиллерийских орудий, уничтоженных и взятых в плен французах. Воевал он бок о бок с другими партизанскими отрядами. На Смоленской дороге врагу портил спокойную жизнь Денис Давыдов. Выход неприятеля к СанктПетербургу закрывали партизаны под командованием графа Александра Бенкендорфа.

Сослуживцы и Денис Давыдов отмечали безжалостность Фигнера к наполеоновским солдатам. По некоторым свидетельствам, в первые месяцы войны он был потрясён картиной осквернённого французами православного храма и обнаруженными там телами погибших девочек.

Почти все церкви, через которые прошла армия Наполеона, были варварски осквернены, их пришлось заново освящать в 1813 году. Так, было разграблено село Хорошёво вместе с церковью Живоначальной Троицы. А из храма в Троице-Лыкове солдаты похитили церковную утварь и уничтожили антиминс — освящённый плат, без которого нельзя совершать богослужения.

Особая страсть партизана

Среди сослуживцев Фигнера было известно его почти маниакальное желание поймать Наполеона, которого он считал главной причиной ужасной войны. Этот факт даже вошёл в краткую справку об Александре Фигнере в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

К слову, эту страсть партизана обыграл в своём фильме «Эскадрон гусар летучих» режиссёр и актёр Андрей Ростоцкий, сыгравший роль Дениса Давыдова. Персонаж «хорунжий Попов 13-й» непрестанно пытается поймать Наполеона, а для опознания таскает с собой маленький бюст французского императора. Кроме того, на эту роль Ростоцкий пригласил актёра Юрия Рычкова, очень похожего на старинный портрет Фигнера.

Запускали топором

Летучие партизанские отряды из казаков и кавалерии начали формироваться в русской армии ещё летом, в первые месяцы отступления. Прежде чем начать действовать, они налаживали контакты с крестьянами, которые и сами готовились воевать вилами и топорами. По воспоминаниям Дениса Давыдова, вместе с другими офицерами он обходил сёла и объяснял, что они русские и будут защищать людей.

«Часто ответом нам был выстрел или пущенный с размаха топор», — писал он в «Дневнике партизанских действий». Оказалось, крестьяне… путали русский военный мундир с формой наполеоновской армии!

И русские, и зарубежные историки признавали, что партизанское движение превратило войну 1812 года в народную. Отряды из солдат, казаков, офицеров и крестьян не давали ни дня покоя французской армии. А при её отступлении гнали измождённого противника впереди регулярных войск.