Судоводитель из Строгина добрался до Антарктиды
Василий Медведев водит по Москве-реке речной травмайчик «Егорий». А недавно он осуществил мечту детства и побывал в Антарктиде.
С детства мечтал о Южном полюсе
Об Антарктиде Василий мечтал с детства. Ведь его дедушка, сейсмолог Михаил Яковлевич Бочков, дважды побывал в советских антарктических экспедициях. Он и заразил внука рассказами о пингвинах, айсбергах. Когда Василию исполнилось 12 лет, он даже вступил в Московский клуб юных моряков, речников и полярников.
— Наверное, благодаря клубу я и стал речником, — говорит капитан. — Но оставалась мечта — стать полярником.
Василию Медведеву было уже за сорок, когда он вступил в Русское географическое общество. Там и узнал, что сегодня научные суда, которые отправляются в Антарктиду, берут на борт туристов.
— Четыре года откладывал деньги на такую поездку, — признаётся Василий. — Но в конце концов купил билет на экспедиционное судно.
Перед высадкой пропылесосили одежду
Посадка на судно происходила на Огненной Земле, в городе Ушуая. А туда пришлось добираться на трёх самолётах!
— Планировалось произвести с корабля несколько высадок на континент. Сначала члены экипажа обучили нас, туристов, как вести себя на берегу, — вспоминает Василий. — Правила в Антарктиде строгие. К местной живности запрещено подходить ближе чем на 5 метров. Нельзя даже наступать на пучки мха: потом они будут восстанавливаться десятилетиями. А нашу одежду сначала всю вывернули и пропылесосили, чтобы никакая семечка не нарушила местную экологию. Выдали во временное пользование особым образом обработанные резиновые сапоги и утеплённую куртку.
Высадки на побережье производились на лодках «Зодиак», как у команды Кусто.
— Лишь от одной пришлось отказаться, — говорит Медведев. — Нас встретил боевой морской котик и не пропустил на маршрут. Мы его уважили и вернулись в лодки. Возможно, это была самка, которая защищала детёныша.
Знакомство с пингвинами
Остров Десепшен — это огромная кальдера, которая осталась после извержения вулкана. Из-за продолжающихся вулканических процессов здесь тёплая вода.
— Однажды прямо около борта появилась розовая медуза размером с большую, жирную, пушистую кошку, — говорит Василий. — Один из учёных пришёл в полный восторг: оказывается, эти медузы рода Periphylla обычно живут на огромной глубине.
В общем, если что и расстраивало путешественников, то только запрет приближаться к пингвинам. Но пингвины сами подошли к людям.
— Один малыш даже принялся клевать мою камеру, — улыбается капитан. Многие туристы забирали с собой на память камешки. Но у Василия рука не поднялась: — Пингвин-самец, когда выбрал себе подругу, приносит ей камешки, — объясняет Медведев. — Это важный элемент создания семьи: камнями выкладывают гнездо. И что может получиться: я заберу камень, а кому-то не достанется?